Альтернативные подходы и методы психофизиологического тестирования. Внимание – когнитивный процесс 2

Контрольный и проверочный вопрос, как вопросы социальной оценки личности.

В соответствии с этим, обсуждение контрольных вопросов в предтестовой беседе, с целью смещения на них фокуса произвольного внимания испытуемого, для повышения их значимости, имеет следствием, ничем не контролируемое повышение порога принятия решения о виновности испытуемого, и может привести к ошибке первого рода – «пропуску цели». Аналогичным образом можно этот порог понизить, что приведет к ошибке второго рода – ложному обвинению. Подобные приемы следует обсуждать, только с позиций оперативной необходимости, при условии их использования высоко квалифицированным специалистом, осознающим весь спектр возможных последствий.

Здоровый мозг и его функция внимания, в состоянии активной фазы бодрствования это, – два абсолютно необходимых, но недостаточных фактора, обеспечивающих смысл и содержание деятельности полиграфолога. При тестировании ему нет необходимости их активизировать, поскольку адаптационный процесс требует непременного наличия того и другого не зависимо от желания полиграфолога.

Ведущим звеном в адаптационном процессе объекта исследования, при ответах на вопросы, то есть в процессе тестирования, являются его мотивации и соответствующие им эмоции.

Обследуемый находится в условиях, когда социальная среда, представителем которой является полиграфолог, оценивает его. Объективной регистрации и оценке подлежит его эмоциональное состояние при ответах на вопросы контрольного и проверочного характера. В этих условиях субъекту преимущественно свойственен мотив самосохранения, мотив избежания социальных последствий, вызываемых результатами тестирования.

С этих позиций, любой из предъявляемых в ходе тестирования вопросов следует отнести к категории вопросов социальной оценки личности. В этом смысле вопросы контрольного и проверочного характера равнозначны, поскольку их предъявление актуализирует один и тот же мотив, а именно – мотив самосохранения испытуемого. Однако для невиновного испытуемого он представлен в виде мотива избежания последствий, связанных с оценкой его социальных ориентаций; для виновного,- связанных с выясняемым обстоятельством, причастностью к совершению им деяния криминальной направленности.

По содержанию, это один и тот же мотив, но имеющий разную ситуационную направленность. Первый для краткости назовем мотивом «избежания негативной социальной оценки», второй – «избежания угрозы наказания».

Мотиву «избежания социальной оценки» в психофизиологическом исследовании соответствуют контрольные вопросы, мотиву «избежания наказания» – проверочные.

В связи с этим, контрольные и проверочные вопросы это – стимулы психологического воздействия, актуализирующие у обследуемого социально-значимый, базовый личностный мотив самосохранения.

Отметим, что вопрос контрольного характера это по психологической сути – вопрос общесоциальной оценки качеств личности.