Альтернативные подходы и методы психофизиологического тестирования. Мотивационная сфера человека [3]

Иначе говоря, постоянным компонентом взаимодействия субъект – среда, является ориентация субъекта на социальные ориентиры. Отклонение в поведении личности от социально обусловленных норм, как правило, влечет за собой отторжение личности социальной средой.

Осознание вины перед окружением, асоциальности своего поступка, действия, поведения является причиной возникновения эмоциональной реакции особенно в ситуации оценивания со стороны, т.е. собственно ситуации тестирования.

Попытка адаптироваться к условиям тестирования требует затрат энергии организма, а значит эмоции. В то же время, отсутствие осознания вины влечет за собой отсутствие эмоции. Этот феномен особенно хорошо нам известен в ситуации тестирования субъекта ориентированного на структуру ценностей иной социальной среды, либо субъекта с измененной психикой, психопатической личности.

Роль мотивационных компонентов в психофизиологическом исследовании или ситуации тестирования является общепризнанным фактором, влияющим на получаемые результаты.

Существующие на текущий момент методические приемы и техники тестирования предполагают использование в качестве организующего и активирующего деятельность испытуемого мотив самосохранения в разных его модификациях.

«Мотив есть активированный след в памяти человека об объекте и действиях способных удовлетворить имеющуюся потребность». При этом потребность понимается как «Избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире».

Определение учитывает единство биологического и психического в природе возникновения мотива.

Оно непосредственно указывает нам предмет изучения, – таковым является мозг человека с его функциональной организацией, высшими регулирующими функциями сознания как первоисточника возникновения мотива.

В данном определении ясно обозначены пути исследования особенностей личности через активизацию любым из возможных приемов и способов следовых процессов памяти. При этом учитывается интегративный характер взаимодействия структурных образований мозга. Предполагается, что изучению подлежит не только открытая для наблюдения биоэлектрическая активность нейронных структур, но и косвенные проявления регулирующей функции мозга, в частности вегетативные функции (эмоциональные реакции).