Альтернативные подходы и методы психофизиологического тестирования. Мотивационная сфера человека.

Человек, будучи объектом социальной среды воспитавшей его, усвоивший ее нормы и ценности, обретает устойчивую систему мотивов поведения и деятельности, позволяющую ему успешно существовать и действовать в этой среде. Ситуация тестирования, являясь актом влияния или воздействия социальной среды, создает условия, в которых испытуемому необходимо включить свой опыт, систему ценностных ориентаций, чтобы обеспечить позитивный характер выводов о нем по результатам тестирования с целью соответствия социальным ожиданиям.

В связи с этим, мотивационная теория, в рамках обобщающей теории адаптации, является необходимым звеном при рассмотрении вопроса о возникновении реакций в ситуации «детекции лжи». Согласно современным представлениям, существует неразрывная связь в динамическом ряде явлений, наблюдаемых во взаимодействии человека с внешней средой. Номинально этот ряд выглядит следующим образом: потребность – мотив – эмоция – рациональное осознание – действие. При этом не исключена возможность, в том числе и чисто рефлекторных реакций человека во взаимодействии с внешней средой.

Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивом и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоция, являясь, по сути, выражением субъективного отношения человека к внешнему воздействию, инициирует и энергетически наполняет любое действие человека, направленное на достижение успеха либо избежание неудачи, и появляется вслед за действием стимула, любой модальности и сложности осознания, будь то простейший звуковой стимул или социально значимый стимул в виде вопроса. Всякий раз человек вынужден «примерять» на себя действие этого стимула и оценивать, насколько данный стимул важен для него с позиций максимально достижимого успеха либо причиняемого им вреда нормальной жизнедеятельности.

Действенность мотива может оцениваться силой и напряженностью эмоциональных переживаний, а последние зависят от остроты актуальной потребности. Непроизвольность эмоциональных реакций, делает их наиболее надежными показателями истинных потребностей субъекта, иерархии потребностей, соотносительной силы конкурирующих мотивов.

Человеку на начальном периоде развития дан ряд базовых мотивов поведения, обеспечивающих выживание: мотив присоединения и отторжения, помимо безусловных рефлексов. На базе этих простейших мотивов развивается мотив самосохранения и познавательный мотив. В качестве примера достаточно заметить, что познавательная способность человека, проявляемая в начальном периоде развития на рефлекторном уровне, развиваясь и трансформируясь в осознанный познавательный мотив, порождает целую группу жизненно важных мотивов, в том числе и мотив самосохранения в самых разнообразных формах проявления.

В повседневной жизни поведение человека, главным образом, определяется рамками устоявшихся для него стереотипов, действующих на подсознательном уровне.

При этом его индивидуальный опыт, закрепленный в виде установок, определенным образом организованной совокупности актуализируемых в конкретной ситуации мотивов, характеризует его индивидуальность или черты характера. Значимое отклонение условий внешней среды неизменно требует включение механизма осознания, оценки ситуации и прогнозирования результата действия, а значит формирования новых групп мотивационных образований, зачастую включающих уже известные стереотипы – установки. Исходная установка, при этом, может быть либо частично изменена, либо полностью изменена мотивом или группой мотивов, в числе которых могут быть и мотивы запрета, блокирующие действие.

В конечном итоге, богатство оттенков, уровень развития мотивационной сферы субъекта будут определяться как его интеллектуальными способностями, так и богатством и разнообразием условий окружающей среды.

Продолжение следует…