Применение полиграфа

Тезис о том, что полиграф или специальное психофизиологическое исследование не нашел своего места в общей системе государственной, общественной и коммерческой безопасности является глубоко ошибочным. Инструментальная детекция лжи в Российской Федерации имеет многолетнюю историю, сложившиеся традиции, методологию, свою систему подготовки высококвалифицированных кадров, значительные наработки в области программного обеспечения и инструментальной базы, которые по некоторым показателям значительно превышают зарубежные аналоги.
В настоящее время применение полиграфа осуществляется не только субъектами оперативно-розыскной деятельности или органами, чье функционирование определено Федеральным законом «О государственной тайне». Система полиграфных проверок внедрена и активно используется в ряде органов государственного управления и исполнительной власти.
Заслуживает особого внимания опыт применения специальных психофизиологических исследований Правительством г. Москвы, субъекта Российской Федерации, города федерального значения. Изначально полиграф в Московской мэрии использовался только в интересах 1 отдела (службы безопасности мэрии). После 2010 г. проведение полиграфных проверок в Правительстве Москвы приобретает системный характер.
Можно полагать, что изменение статуса данного рода деятельности связано с двумя факторами. К первому следует отнести насущную необходимость реализации комплекса мер в рамках Федерального закона «О противодействии коррупции» и поиска эффективных инструментов искоренения коррупционной составляющей в деятельности чиновников различного уровня и ранга. Именно полиграф был признан относительно малозатратным, но действенным механизмом реализации антикоррупционной политики.
Вторым фактором явился приход к управлению мэрией Москвы Собянина Сергея Семёновича, одного из лидеров партии «Единая Россия», опытного управленца, юриста по образованию (ученая степень кандидата юридических наук). Деятельность Собянина С.С. на посту мэра неизменно связывают с укреплением управленческой дисциплины и борьбой с коррупцией.
По имеющейся информации уже в течение 5 лет при Департаменте по конкурентной политике Правительства Москвы существует специализированное подразделение полиграфологов. Основным направлением деятельности данного профильного подразделения является вскрытие нарушений, злоупотреблений и преступлений, совершаемых в области регулирования финансовых потоков и связанных с проведением различного рода закупок, в т.ч. посредством проведения тендеров.
В декабре месяце 2014 года в Москве прошла Юбилейная конференция полиграфологов страны. Конференция была приурочена к годовщине применения полиграфа в органах внутренних дел. 20 лет назад вышел в свет приказ МВД, который ввел в действие Инструкцию по проведению опросов с использованием полиграфного устройства в органах внутренних дел. На самом деле это событие следует рассматривать значительно шире. С момента выхода приказа полиграф перестал оставаться прерогативой только спецслужб. А постановление Правительства Российской Федерации об исключении контактного полиграфа из категории спецсредств в дальнейшем обусловило его применение в интересах коммерческой безопасности.
На указанной конференции с докладом выступил один из руководителей «антикоррупционного» полиграфного подразделения мэрии Москвы Аксёнов С.А. Исходя из принципа конфиденциальности, положения этого доклада не содержаться в открытых источниках. В мэрии Москвы отказались предоставить основные положения доклада, отослав к материалам конференции, публикация которых намечена в конце этого года и распространение которых будет произведено среди участников следующего форума. Следует отметить, что по заявлению Аксёнова С.А. результаты полиграфных проверок ложатся в основу решений по перемещению управленческих кадров, назначению на вышестоящие посты, премированию и пр.
В настоящее время в СМИ появилась информация о том, что еще один субъект Российской Федерации принял решение о применении полиграфа. 26 декабря 2014 года Губернатором Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С. подписано постановление Правительства Санкт-Петербурга «О проведении добровольных психофизиологических исследований с применением полиграфа».
Постановление Правительства Санкт-Петербурга утверждено в целях повышения эффективности противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им государственных унитарных предприятиях и государственных учреждениях и определяет порядок проведения добровольных психофизиологических исследований с применением полиграфа, а также определяет круг лиц, в отношении которых проводятся исследования http://gov.spb.ru/gov/admgub/staff/news/58214/
Не является секретом и то, что ряд крупнейших Российский коммерческих структур (в т.ч. которые принято называть «с государственным участием»), давно и активно используют полиграф как надежное средство обеспечения безопасности, предупреждению и выявлению действий антикорпоративного характера со стороны работников этих компаний.
К таким структурам следует отнести ОАО «Сбербанк России», ПАО «ВТБ 24», ПАО «Северсталь», ряд дочерних компаний «Газпрома». Список таких организаций можно было бы продолжить, но исходя из специфики работы «полиграфных» подразделений и закрытости соответствующих организаций и структур имеется возможность ссылаться только на доступные открытые источники.
Интересным является опыт применения специальных психофизиологичесих исследований в ПАО «Северсталь». В указанном публичном обществе давно и достаточно успешно существует подразделение полиграфных проверок со статусом Управления контроля. О результатах его деятельности известно по материалам еще одного представительного собрания полиграфологов – Международной научно-практической конференции (2014 год, г. Сочи). Вызывает интерес необычайно высокий статус данного внутреннего структурного подразделения компании. Он основан во многом на том, что полиграфологи по результатам свое профессиональной деятельности не только вскрывают различного рода нарушения и противоправные действия, но и получают значительную информацию об «узких» местах в системе управления, контроля и экономической деятельности в целом. На основании этих материалов подразделение готовит обобщенные материалы, которые доводятся до руководства компании и соответствующих заинтересованных структурных подразделений.
В рамках вышесказанного следует отметить, что представители служб безопасности крупнейших коммерческих структур России, структур которые фактически составляют основу экономического развития нашей страны и в арсенале средств работы которых имеется полиграф, в приватных беседах в один голос заявляют о его (полиграфа) исключительно положительной роли и эффективности. Их заявления особенно становятся актуальными в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры и санкционной политики ряда государств в отношении России.
В качестве примера можно привести вскрытие значительных по своим объемам хищений при золотоперароботке на одном из производств. Недавно в СМИ (и в том числе на первых каналах Российского телевидения) появилась информация о прохождении процедуры банкротства одним из магаданский аффинажных предприятий. Завод входил в крупный холдинг, фактически являвшийся конгломератом, т.е. объединением разнопрофильных предприятий с различными направлениями бизнеса. Банкротство как раз и было связано с огромными размерами хищений драгоценных металлов. Счет шел не на сотни, а на тысячи килограммов утраченного золота. Эти факты стали известны по результатам проведения тотальной полиграфной проверки. До этого различного рода ревизии и инспекции не выявляли злоупотреблений. А когда все стало достоянием гласности, то подразделения контроля, органы по работе с персоналом (в т.ч. кадровые подразделения) не захотели признавать свою вину и значительные упущения в работе.
Приведенными примерами не исчерпывается весь многообразный опыт применения полиграфных проверок в органах государственной власти и управления, силовых структурах, органах правопорядка, надзора, фискальных подразделениях, крупных коммерческих структурах в интересах защиты бизнеса.
Аргументы размытости правовой основы применения полиграфа являются небезосновательными. Но в тоже время утверждать, что законотворческая инициатива по регламентации и упорядочению полиграфных исследований угасла, будет не верным. Как неверным является утверждение о том, что все сообщество профессиональных юристов подвергло критике метод инструментальной детекции лжи. Действительно в настоящее время ведутся серьезные дискуссии, в т.ч. в области юриспруденции, одной из отраслей научных знаний. И ряд действительно прогрессивных ученых юристов пытаются разобраться в феномене полиграфа, обосновать необходимость его применения и не встают на путь «огульного охаивания метода под флагом борьбы за права человека». Комиссарова Ярослава Владимировна, доцент кафедры криминалистики Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, главный редактор федерального научно-практического журнала «Эксперт-криминалист» обосновала применения метода психофизиологических исследований в качестве экспертного и не нашла противоречий его применения с УПК РФ http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=77338
Нижняя палата Федерального собрания (Государственная Дума) РФ действительно на протяжении достаточно продолжительного времени не смогла в какой-либо значительной мере продвинуться в вопросе принятия пресловутого «Закона о полиграфе», в том числе и в период работы Государственной думы V созыва, которой, условно говоря, просто «не хватило времени». И причиной тому были громоздкость, инертность и сложность системы законотворчества. Поэтому группа энтузиастов продолжила работу по правовому обоснованию внедрения метода, но в данном случае начала с разработки «Профстандарта» профессии полиграфолога. Инициативную группу возглавила Дробязка Юлия Марковна и в состав ее вошли не только представители «полиграфной» профессии, но в большей степени юристы. К работе группы присоединились Координационный совет Негосударственной сферы безопасности Российской Федерации, Экспертный совет Факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Экспертный совет межотраслевого отделения Негосударственной сферы безопасности «Деловой России», Национальная коллегия полиграфологов и другие общественные и государственные структуры, чья деятельность не определена политическими веяниями и не ограничена сроком выборности. Последняя дискуссия в Общественной палате Российской Федерации была более чем успешной и не вызвала значительных протестных реакций. http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=76333.

А.Ю. Молчанов